Обязательным требованием российского природоохранного законодательства является ведение государственного кадастра отходов. При этом для ведения регионального кадастра отходов каждый субъект страны вправе устанавливать собственные правила. Поэтому для разных регионов отличаются нормативные документы, регламентирующие порядок ведения кадастра отходов, ведомства, куда сдаются сведения об отходах производства и потребления, а также форма и сроки предоставления отчета. Чтобы было удобнее ориентироваться в региональных правилах, мы подготовили сводную таблицу, где вы найдете, какие требования по отчетности установлены в вашем регионе.
Региональный кадастр отходов производства и потребления (далее — РКО) является информационной основой для регулирования деятельности в области обращения с отходами. Его ведение предусматривается в пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Порядок ведения РКО устанавливают органы исполнительной власти субъектов.
Поскольку единый регламент для региональных кадастров не предусмотрен, в разных субъектах отличаются:
порядки ведения кадастра отходов;
состав банка данных в реестре;
предоставляемые сведения;
сроки подачи сведений об отходах;
формы предоставления сведений;
способы подачи отчетных данных;
органы, куда подаются сведения.
В зависимости от региона, предоставление данных для кадастра отходов может быть обязательным требованием, осуществляться по запросу уполномоченных ведомств или носить добровольный характер. Как правило, РКО не учитывает обращение с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами и озоноразрушающими веществами.
Сведения, размещаемые в РКО, в зависимости от региона могут включать сведения:
об объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
об объектах размещения отходов;
об отходах, образующихся и размещаемых на территории субъекта;
о применяемых технологиях утилизации и обезвреживания отходов;
об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, образующих отходы;
об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов;
регионального классификационного каталога отходов;
о пунктах сбора и обработки отходов;
о местах несанкционированного размещения отходов.
Данные, содержащиеся в РКО, находятся в открытом доступе или предоставляются по запросу заинтересованных лиц. Например, благодаря наличию кадастров, организация может узнать, кому можно передать образуемые отходы производства и потребления. Для этого необходимо обратиться в ведомство, уполномоченное на ведение кадастра.
Сокрытие или искажение экологической информации, в том числе несвоевременную сдачу отчета, согласно статье 8.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
на граждан — от 500 до 1 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 20 тыс. до 80 тыс.рублей.
Также в отдельных субъектах предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка предоставления сведений в региональный кадастр отходов согласно региональному законодательству.